михаил петров (mihpetrov) wrote,
михаил петров
mihpetrov

как написать...

Нарыл инструкции как правильно писать русскую классику. При кажущейся несерьезности текстов за ними кроется серьезная литературоведческая работа.



как написать Евгения Онегина

1. Пишите не просто роман, а роман в стихах. Можете даже назвать его «свободным романом». Не думайте о форме плана и о том, как назвать героев, просто сочиняйте «большое стихотворение, которое, вероятно, не будет окон­чено» или поэму «песен в двадцать пять», как вам сейчас больше нравится. Сами же знаете, что лучше «стихи без плана, чем план без стихов». Ориенти­руйтесь, например, на Байрона, видного мастера поэм-сериалов, которые можно писать сколь угодно долго и в которых можно говорить обо всем, что вам интересно. Не бой­тесь слишком обыденных и на первый взгляд непоэтических предметов — вы же согласны с Байроном в том, что писатель, умеющий сделать поэтиче­ский предмет из колоды карт, выше того, кто посредственно описывает деревья.

2. Не торопитесь с развитием действия. Сначала расскажите подробно о заглавном герое, пусть читатель узнает не только о его круге чтения или заблуждениях сердца и разума, но и о его остаточных знаниях латыни, щеточках для ногтей и для зубов, любви к roast-beef и страсбургскому пирогу — вы же рисуете портрет современника, узнаваемыми и потому убедительными должны быть самые мелкие детали. Только потом переключайтесь на других главных персонажей, не забывая также об их старших родственниках. В случае с последними кратко, но красочно обрисуйте их судьбы, чтобы читатель потом смог соотнести с ними истории молодых героев — и удивиться сходству.

3. Не стесняйтесь использовать устойчивые романтические схемы, но пусть события развиваются не так, как обычно бывает в романах, а так, как оно обыкновенно случается в жизни. Да, пусть неопытная девушка испытает возвышенную любовь к равнодушному и пресыщенному dandy, минутная обида и ревность приведут к кровавой дуэли, а поздняя встреча с преобразившейся героиней пробудит в некогда холодном герое возвышенную и пылкую страсть. Но пусть потенциальный коварный соблазнитель будет учить юную деву не науке страсти нежной, а искусству властвовать собою; чувствительная невеста вскорости забудет своего убитого жениха, а любящая, но замужняя героиня выберет не гибельную страсть, но нравственный долг и поступок comme il faut. Конечно, и ее, и вас за это обругают и читатели, и критики, но через какое-то время другой великий русский писатель объяснит всем, что именно так и должна поступать настоящая русская женщина.

4. Но вообще помните: сюжет не главное; мало ли на свете романов с несчастной любовью, дуэлью, сном и двумя письмами? «Роман требует болтовни», а вам ведь есть что сказать. Так что позаботьтесь об образе Автора. Во-первых, сделайтесь сами действующим лицом повествования — например, подружитесь с главным героем или возьмите на ответственное хранение письмо героини. Во-вторых и в-главных, не ограничивайте себя в отступлениях от повествования: комментируйте сюжет, делитесь своими авторскими пла­нами и не стесняйтесь говорить о себе самом. Биографические подробности в отступлениях только подогреют интерес читателей, и они будут следить не только за судьбой героев, но и за вашей собственной. Особенно это акту­ально, если вы несколько лет вынужденно не появлялись в столицах и все думают о вас как об изгнаннике и человеке исключительной биографии.

5. Чтобы вашим разным приятелям и друзьям (особенно литераторам) не было скучно, не забывайте упомянуть о них в своем романе. Одного вполне можно познакомить с героиней, с другим герой может распить вино кометы в модном петербургском ресторане. Но procul este, profani, то есть прочь, непосвященные! Не пишите про всех открыто — инициала или даже звездочек людям знающим будет достаточно. Это пусть позднейшие коммен­таторы и издатели восстанавливают, если сочтут нужным. А совсем для своих спрячьте в тексте цитаты из неопубликованных и местами фривольных стихов старинных приятелей, пусть они порадуются.

6. Придумайте свою собственную строфу, раз вам и не только вам надоел четырехстопный астрофический ямб, которым каждый пишет поэмы, подражая Байрону. Строфа не должна быть слишком короткой или слишком сложно устроенной: «4 croises, 4 de suite, 1.2.1. et deux» — четыре строки перекрестной рифмовки, еще четыре зарифмованные попарно, четверостишие с опоясывающей рифмовкой и две парно рифмующиеся последние строки (AbAbCCddEffEgg). Подстройте течение рассказа под структуру строфы: например, помещайте в первое четверостишие более или менее законченный сюжет или фразу, а для финальных двустиший запасите какой-нибудь афоризм или парадоксальное резюме.

Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам…
<…>
«Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».

Но время от времени нарушайте читательское ожидание: например, пусть какая-нибудь эффектная сцена начнется не вместе со строфой, а в ее сере­дине — а кончится вообще в первой строке следующей строфы. Такую сцену читатель точно запомнит.

7. Пишите долго — куда вам торопиться. Пусть живой и постоянный труд сопровождает вас везде. Помните, что ваша жизнь отчасти и фон, и лириче­ский сюжет для романа в стихах (см. п. 4). Но не томите публику — печатайте роман по главам. Начальные главы, кстати, можно будет издать отдельно и еще раз, когда первое издание совсем разойдется. Так и читатели не в обиде, и вы в прибыли.

8. Следите за обсуждением вашего творения в прессе — это ценный материал для следующих глав. В лирических отступлениях можно открыто или менее явно полемизировать с завистниками, благо в стихах достаточно ограничиться колким выпадом или намеком, а не писать подробных опровер­жений на критику (для них придет свое время). Если к моменту окончания работы над романом какие-то намеки станут неактуальными — не страшно: соответствующие строфы всегда можно убрать, оставив на память только номер, да и то — если очень захочется.

9. Пишите авторские примечания. Опыт Байрона и Томаса Мура, да и ваш собственный показывает их большие возможности. В сносках можно поместить то, чему не достало места в лирических отступлениях, — процитировать важ­ные чужие стихи, раскрыть некоторые биографические намеки и, наконец, полемизировать с критиками — в прозе, а не в стихах.

10. Когда роман окончен, опубликуйте его наконец отдельной книжкой, которую потом можно и переиздать. Это не только удобство и радость для чи­тателей (особенно если напечатать роман в карманном, миниатюрном формате с красивой обложкой), но и безусловная прибыль. Готовьте такое издание вдумчиво и аккуратно, подумайте о своих будущих исследователях и коммен­таторах, а то им придется долго спорить о том, какое издание полнее отражает вашу авторскую волю. Пусть на вас пишут пасквили и порочат в свете, пусть дела вашего журнала идут довольно скверно — ничто так не отвлекает от житейских и душевных бед, как чтение корректуры.
Tags: инструкция, совет, спер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • цитата на сегодня

    Тем временем Пятачок тоже проснулся. Проснувшись, он сразу же сказал: «Ох». Потом, собравшись с духом, заявил: «Ну что же!.. Придётся», — закончил…

  • Мой маленький Будда.

    Получить

  • цитата на сегодня

    В каждом человеке в той или иной степени противодействуют две силы: потребность в уединении и жажда общения с людьми. Владимир Набоков

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments